подумать. Затем в ближайшие дни нужно выяснить, где была допущена ошибка, что не учтено. Ребята очень часто знают своих товарищей со стороны, которая остается скрытой для учителей и воспитателей, и у них могут быть свои основания выражать кому-либо недоверие. Может, например, оказаться, что парнишка, намеченный руководителем в помощники, действительно является знающим туристом, но ребята считают, что он склонен зазнаваться, умышленно демонстрировать свое превосходство над другими. Даже, если это мнение и неосновательно, все равно не следует назначать этого юношу своим помощником.
Нормальных отношений с группой у него не получится. Лучше подобрать ему другое поручение, требующее высокой туристской квалифик ации. При необходимости, в этом случае рекомендуется даже создать должность, которую раньше вв одить не предполагалось, например, должность топографа. И конечно, при этом нужно проявить максимальную тактичность. Если ребята догадаются, что руководитель меняет свое предложение из -за того, что этого парнишку не любят участники похода, отношения в группе буду т испорчены с самого начала. Лучше сказать примерно следующее:
— В прошлый раз я высказал мнение, что Валю следует сделать помощником руководителя. Но мы е вами, ребята, упустили из виду, что нам нужен топограф. Это очень ответственная работа. Он должен по бывать в Доме пионеров, в клубе туристов, посмотреть имеющиеся там карты, составить кроки маршрута, а что можно — скопировать на кальку. Я думаю, что всем этим просто некому будет заняться, если Валю мы сделаем моим помощником.
Другой вопрос, связанный с распределением обязанностей, который часто волнует руководителя: в какой мере ему самому брать на себя походные обязанности? Участвовать в несении дежурств или нет? Брать на себя функции направляющего или замыкающего?
Участвовать в дежурствах руководителю о бычно нет смысла. У него и без того много забот. Но он должен быть готов, если это нужно, вмешаться в
29
любую работу — будь то работа у костра, заготовка дров или установка палатки. Не правы те руководители, которые полагают, что во имя поддержания авторитета они должны только отдавать распоряжения и ничего больше. Ребята уважают того руков одителя, который не пренебрегает и черновой работой. Что же касается функций направляющего и з амыкающего, то это зависит целиком от конкретной ситуации в походе. Иногда это целесообразно, иногда — нет. Но если руководитель уверен, что с этим делом справятся и ребята, надо стараться по возможности дать походить в этой роли им самим, внимательно наблюдая за действиями подопечных и приходя им на помощь в случае необходимости.