Так общее радостное вначале настроение окажется безвозвратно испорченным. Скорее всего, будет принято какое -то промежуточное решение, которое, в сущности, ни одну из сторон не устраивает. Красивые мечты не сбылись, воскресный отдых не удался. Пожалуй, боль ше в этом цехе или лаборатории собрать людей на туристский поход не удастся;
Где причины такой неудачи? Люди не договорились заранее о цели похода. Одни видели ее в пассивном отдыхе на свежем воздухе — искупаться, полежать, позагорать; другие — в прогулке по лесу, связанной с собиранием грибов и ягод, лесных цветов. Наконец, третьи хотели как следует пройтись, почувствовать к концу дня приятное утомление, вернуться в город, как обычно говорят, усталыми, но довольными. Ничего подобного не произошло бы, если тот, кто предложил устроить поход, заранее сформулировал цель похода. Совсем необязательно излагать ее в казенных фразах: «Цель похода заключается в пассивном отдыхе» или «Цель похода заключается в овладении активными способами передвижения». Не обязательно употреблять и само слово «цель». Можно было сказать совсем просто: «Мы особенно спешить не будем, нарвем по дороге цветов, пособираем грибы и ягоды. Если устанем, отдохнем. Пройденные километры нас не интересуют, главное — провести выходной день в лесу». Или так: «Мы пройдем за день километров 25 — 30, чтобы как следует размяться». Вероятно, что при такой постановке вопроса кто-то отказался бы от участия в походе и провел бы воскресный день так, как ему привычно. Но зато все участники похода одинаково пон имали бы его цель, и между ними не возникало бы никаких недоразумений.
Все сказанное, вполне применимо и к походам юных туристов. Правда, столь ожесточенных споров у них обычно не бывает — дети привыкли подчиняться решению взрослого руководители. Разочар ование тоже чаще всего проявляется не очень сильно — пусть поход прошел не так, как хотелось, но все равно это лучше, чем сидеть дома. Но некоторое чувство досады все равно остается. А кто-нибудь скажет так: «Все было хорошо. Вот только я думал научиться костер разводить, а у нас сразу поручили это Яше. Только он костром и занимался». Или: «Поход прошел очень удачно. Жаль только, что в музей Тютчева не поспели. Надо было, чтобы нас Саша вел, он хорошо ходит по компасу». А Саша гов орит: «Другим тоже надо учиться».