Путешествуй вместе с нами

данных, которых больше нигде не найти. Для использования такой литературы нужна определенная географическая культура. Найдя, например, в литературе указание, что годовое колич ество осадков составляет 380 мм, юный турист в большинстве случаев не понимае т, много это или мало. Ну, что ж, лишний раз бывает не вредно заглянуть в справочник, энциклопедию или учебник, обратиться с вопросом к учителю в школе.

Иногда полезно также обратиться в научно -исследовательские институты, краеведческие, и другие музеи. На йти в этих организациях людей, которые бывали в интересующих вас краях и готовы дать самую подробную консультацию, не так уж сложно.

В ходе сбора сведений о предполагаемом районе путешествия начинают постепенно вырисовываться несколько возможных маршрутов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают пр иблизительно намечены.
После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, опред еляются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.

Следует при этом иметь в виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных. Обычно измеренный на карте километраж надо увеличить хотя бы на 10 — 15%.
Очень полезно бывает на этом этапе подготовки об ращаться с письмами в местные краеведческие музеи, исполкомы сельских советов, леспромхозы, сплавные конторы и другие организации, где раб отают люди, хорошо знающие свой район. Они смогут сообщить об изменениях, происшедших в районе в последние годы, о том, на какие продукты можно рассчитывать на месте, о транспортных во зможностях и т. д. Писать лучше на

33

бланке учреждения, проводящего поход (школы, Дома пионеров и т. д.), и формулировать конкретные вопросы, которые остались неясными, а не вообще просить полезных советов. Посылать письма следует не в одну, а сразу в несколько организаций, так как практика показывает, что ответы приходят далеко не на все запросы.